Доклад А.Е. Загребина на расширенном заседании итоговой Коллегии Министерства национальной политики Удмуртской Республики (6 февраля 2014 года)

Доклад А.Е. Загребина на расширенном заседании итоговой Коллегии Министерства национальной политики Удмуртской Республики (6 февраля 2014 года)

10.02.2014

А.Е. Загребин

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА С МИНИСТЕРСТВОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Уважаемые коллеги! Гажано эшьёс!

Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Министерства национальной политики Удмуртской Республики за предоставленную возможность высказаться по актуализированным самой жизнью вопросам взаимодействия «этнического» и «поликультурного», «государственного» и «общественного», а в нашем конкретном случае – об «интеллектуалах» и «власти».

Французский философ Мишель Фуко в своих знаменитых интервью неоднократно подчеркивал, что «интеллектуалы являются частью системы власти, да и сама идея, что они служат носителями «совести» или «сознания», также является частью этой системы. Для интеллектуала занятие политикой традиционно и обусловлено его положением в обществе, в системе производства, в идеологии, которую оно производит или навязывает, и его собственным отношением в той степени, в какой он открывает определенную истину и находит политические отношения там, где их не замечают». Другой ученый француз, Луи Пэнто высказался еще более определенно, отметив, что уже в XVIII в. почти по всей Европе был заключен негласный союз между властью и учеными, обеспеченный тем, что совместная работа и взаимный интерес преследовали одновременно познавательные и сугубо практические цели, позволяя принимающим решения, быть информированными о состоянии населения, с которым должно считаться. Другими словами, если власть хочет быть эффективной, а, самое главное, полезной людям, она должна опираться на научно обоснованные данные, синтез которых лучше поручить ученым-профессионалам, чтобы затем совместными усилиями осуществить анализ.

Отрадно, что Министерство национальной политики УР практически с самого начала своего функционирования взяло курс на тесное взаимодействие с наукой, когда личные и профессиональные истории начали работать на общее дело. Мы нередко слышим, что Удмуртия является «регионом стабильности» в части межнациональных отношений. Это так! Но, часто ли мы задумываемся, почему это так!?

Как и в любом сложном социальном процессе, в основе всего находится комплекс причин, действий и следствий. Думается, что роль ученых – теоретиков и практиков – в этом ряду далеко не последняя.

В подтверждение сказанному позволю себе привести несколько примеров позитивного взаимодействия органов власти и научного сообщества в сфере реализации государственной национальной политики в Удмуртской Республике:

В соответствии с решением Коллегии Министерства национальной политики УР от 27 октября 1999 г. был создан Экспертно-консультативный совет с широким представительством вузовских и академических ученых, специалистов в области межнациональных отношений. Действуя как пространство прямого диалога «власти и общества», Совет несет функцию экспертизы нормативно-правовых актов в сфере государственной национальной политики. Только в минувшем году были проведены заседания, посвященные обсуждению Государственной программы УР «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2015 гг.», Плана мероприятий по реализации в 2014–2015 гг. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. в УР. Кроме того, члены Совета неоднократно принимали участие в заседаниях Коллегий министерства и на рабочих совещаниях, разрабатывая и предлагая конкретные рекомендации по решению насущных задач государственной национальной политики. Готовя и проводя под эгидой Миннаца научно-практические и культурно-просветительские мероприятия, люди науки не раз демонстрировали свою открытость и позитивный настрой. Не тая, впрочем, и той доли критики власти, равно и самокритики, что необходима для успеха общего дела.

Важнейшим инструментом в реализации государственной национальной политики был и остается регулярный мониторинг состояния межэтнических отношений, ставший еще одним местом встречи интересов органов власти и научного сообщества. В Удмуртии такая работа ведется уже более 15 лет. Мне особенно приятно отметить тот факт, что в минувшем году, при самой деятельной поддержке Министерства национальной политики, в УИИЯЛ УрО РАН был создан Центр по изучению современных этнополитических процессов и межнациональных отношений, объединивший ведущих специалистов в этой области знания. Проводя этносоциологические и этноконфессиональные исследования, отслеживая динамику миграционных потоков, Центр в короткие сроки стал признанным лидером в области изучения региональной идентичности. Свидетельством тому те заказы на исследовательские работы, что были получены от заинтересованных ведомств и, мало того, включение Центра в систему Федерального распределенного научного центра по мониторингу межнациональных отношений, с зоной ответственности в пяти регионах ПФО. К настоящему времени Центром подготовлено и представлено в органы власти два аналитических доклада, содержащих не только обобщенную информацию в цифрах и фактах, но и конкретные рекомендации по гармонизации межнациональных отношений.

Как мы хорошо помним, 22 октября 2013 г. в Уфе под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, состоялось заседание Совета по национальным отношениям, ставшее своего рода поворотным моментом в отношении государства к проблемам этничности и предвозвестником появления Указа от 19 декабря 2013 г. «О Стратегии государственной национальной политики». В этих двух исторических событиях для меня как для этнографа, представителя академической науки и вузовского преподавателя, важно было услышать два главных тезиса:

Первое: государство признает и гарантирует право каждого народа на всестороннее развитие, одновременно предпринимая усилия для формирования общегражданской идентичности. Мы, русские, удмурты, татары, бесермяне – мы все, россияне – граждане страны, связанные великой историей и культурой, состоящей из множества самоценных этнических историй и культур. Именно на это, как мне представляется, и направлена вся наша совместная работа, работа ученых-этнографов и политиков-управленцев.

Второе: государство признает кризисное состояние этнокультурного образования и воспитания, готово сделать многое для восстановления системы подготовки специалистов в области национальных отношений. В этом отношении Удмуртии повезло. Трудами наших предшественников была построена система воспроизводства кадров в сфере этничности, столпами которой являются Кафедра этнологии и истории Удмуртии в УдГУ и научно-исследовательские подразделения УИИЯЛ УрО РАН. Несмотря на неоптимистичные мнения не совсем дальновидных оптимизаторов, эта система на деле доказала свою жизнеспособность, принимая перспективного студента еще на младших курсах, проводя его через экспедиционные тернии к аспирантским, кандидатским и докторским звездам. Мало того, в планах, опираясь на ставшую уже традицией помощь Министерства национальной политики УР, в ближайшей перспективе открыть прикладной бакалавриат и магистратуру по этнологии и социальной антропологии. Здесь я не могу не сказать слова признательности нашим учителям, профессорам В.Е. Владыкину и К.И. Куликову, стоявшим у истоков взаимодействия этнографической науки и национальной политики, о котором мы говорим сегодня в Удмуртии.

Понимание друг друга, я бы даже сказал, товарищество с коллегами из Министерства национальной политики УР строится не только на осознании ответственности за дело, но и желании донести до людей смысл и содержание нашей деятельности. И здесь, как ни где, за нас говорят те проекты, что были осуществлены учеными и государственными служащими совместно. Но, я был бы наивным ученым-мечтателем, живущим в башне из слоновой кости, если бы думал, что все наши прекрасные идеи облекаются в ткань жизни лишь при одном нашем хотении. К счастью, я хорошо понимаю, что только при наличии политической воли Руководителя, сохранившего самостоятельный Миннац в системе органов государственной власти УР реализуются те замыслы, что работают на поддержание в регионе межнационального мира и согласия.

Завершая свое выступление, хотел бы обратиться к словам и из программной статьи Президента РФ В.В. Путина «Россия: Национальный вопрос»: «Мы видим направления предстоящей работы. Понимаем, что у нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. У нас есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других.

Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий»!


Возврат к списку

Поделиться в соцсетях: