Навигатор по театрам Удмуртии: здесь и история, и теория, и имена…

Навигатор по театрам Удмуртии: здесь и история, и теория, и имена…

28.07.2014

Еще недавно на вопрос газетчика о полном имени и отчестве А. Саратова, первого режиссера Удмуртского драмтеатра, никто не мог ответить – даже заведующий литературной частью. История наших семи профессиональных театров затерялась в мелких разрозненных подробностях, разбросанных там и тут – в газетах, буклетах, программках, узкотематических книгах и сборниках. Она сохранялась в рассказах ветеранов, но их все меньше и меньше.

Теперь таких проблем не будет (хотя не отпала необходимость создания монографий об отдельных театрах и личностях). У нас появился достаточно полный справочник, в котором собраны имена и краткие биографии ведущих деятелей сцены нашей республики, а также рассказы о театрах, изложенные в хронологическом порядке. Вышла в свет первая в Российской Федерации региональная театральная энциклопедия, которая называется «Многонациональная сценическая культура Удмуртии». Она издана по решению правления Союза театральных деятелей Удмуртии и ученого совета Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук на средства гранта Министерства культуры России и при поддержке заместителя Председателя Правительства Удмуртии Людмилы Чунаевой. Руководители грантового проекта – председатель СТД УР Александр Мустаев и сотрудник института Анэтта Сидорова). Формат и принцип оформления статей такой же, как у энциклопедии Удмуртии, и это не случайно – новый фолиант создавал практически тот же коллектив, что и энциклопедию нашей республики.

Такое расширенное название возникло потому, что в информационный блок справочника входят не только статьи о профессиональных театрах, но и о любительских коллективах. Читатель, взявший том в руки, обнаружит в нем, кроме многочисленных материалов о профессиональных театрах республики, их истории, артистах, музыкантах, танцовщиках, постановщиков и административных работников, искусствоведческие статьи, материалы о людях, которые в разное время руководили театральным движением в нашем регионе, занимались организацией сценического процесса, – а это руководители и специалисты Министерства культуры УР, отделов культуры городов и районов. Сделана большая и заслуживающая уважения работа. Почему коллектив сектора института, занимающегося выпуском энциклопедических изданий, взялся за театры, а не, допустим, за изобразительное искусство?

  • Ежегодно все театры Удмуртии посещают около четыреста тысяч человек, а это 26 процентов населения нашего региона, - отвечает составитель сборника А. Сидорова. – Это один из самых массовых видов искусства у нас в республике, причем в последнее время наши театры находятся на творческом подъеме. Этому процессу дал вначале толчок Глазовский муниципальный театр «Парафраз», о котором знает вся театральная общественность России. За последние два года заявил о себе Государственный русский драматический театр, который стал очень популярным, работает на аншлагах, и вслед за ним подтягиваются и другие. Обратите внимание на цифры: по России посещаемость театров в среднем составляет 5 процентов, а у нас в Удмуртии – 26 процентов. Впечатляет?

Нас поддержали заместитель Председателя Правительства УР Людмила Чунаева, директор нашего института Алексей Загребин, ставший главным редактором издания. Спасибо им от имени всех любителей театра.
Работа над энциклопедией шла три года и потребовала подробного изучения истории и теории театрального дела. Были привлечены заместители главных режиссеров по литературной части всех театров, композиторы, балетмейстеры, ветераны сцены. Просмотрено все, что было написано на эту тему, а это статьи и книги В. Ложкина, Н. Кралиной, А. Шкляева, А Евсеевой, Е. Шумилова, А. Голубковой, Р. Чураковой. Сотрудники сектора работали в архивах. В результате была проведена изыскательская и научная работа. Так, удалось восстановить прототипы некоторых героев пьес удмуртских драматургов. Например, титульной героини оперы Германа Корепанова «Наталь». Выход театральной энциклопедии – первой в России региональной – такое неожиданное и приятное для поклонников театра событие, что не хочется говорить о мелких недочетах и ошибках, которые неизбежны в таком большом труде. На этот счет среди издателей существует байка. Коллектив одной энциклопедии решил выпустить свой труд без единой опечатки. Набрали огромный штат корректоров, и когда главный редактор на утро получил тираж и открыл свежеотпечатанный том, то увидел на обложке крупными золотыми буквами - «Энциклопудия». В нашем случае с обложкой все в порядке, кроме оформления. Опытный книжный график А. Фертиков заложил в него много смысла, но не подумал о стилевом единообразии.

МНЕНИЕ: Выход энциклопедии «Многонациональная сценическая культура Удмуртии» - это событие огромной важности, событие всероссийского масштаба. Впервые в полном объеме собрана богатейшая история театров Удмуртии от истоков и до наших дней, воссоздана ее летопись, представленная в документах, биографиях выдающихся деятелей театра республики, хронике событий, очерках, иконографическом материале... Только изучая свою историю, вглядываясь в свое прошлое, можно двигаться в будущее.

Александр КАЛЯГИН,
народный артист РСФСР,
председатель Союза театральных деятелей России

Энциклопедия будет распространяться в театрах Удмуртии (если спрос превысит предложение, издатель – Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН - допечатает тираж).
Держа в руках эту книгу, каждый театрал сможет от всей души воскликнуть: «Браво, театр!».

Нина Пузанова
Источник: http://udmpravda.ru/articles/navigator-po-teatram-udmurtii-istoriya-teoriya-imena


Возврат к списку

Поделиться в соцсетях: