Гость редакции еженедельника "АиФ в Удмуртии"

Гость редакции еженедельника "АиФ в Удмуртии"

11.11.2014

УДМУРТСКИЙ ОСТРОВ
Как в республике появились другие народы?

О том, как селились люди разных национальностей в нашей республике и как искали формулу мирного сосуществования, рассказывает http://old.udnii.ru/ob-institute/sotrudniki/zagrebin-alexey-yegorovich , доктор исторических наук, директор Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН.

- Алексей Егорович, в своё время в нашей стране уже пытались создать единую нацию - «советский народ». А в США, например, все граждане должны были стать «американцами». Но при этом все люди оставались разными: со своим менталитетом, своей культурой. Почему, на ваш взгляд, подобные эксперименты «объединения народов» обречены на провал?

  • С одной стороны, такие стремления обусловлены желанием государства облегчить себе жизнь. Иметь дело с одним народом и управлять им гораздо проще, нежели чем многонациональным сообществом. В истории действительно были попытки привести к единому знаменателю представителей разных этносов, живущих в одной стране. Во Франции, например, есть немало этнических групп - эльзасцы, лотарингцы, провансальцы, бретонцы, при этом государство по сей день не признаёт их существование, считая, что в их стране живут только французы. В США, стране эмигрантов, активно использовалась концепция «плавильного котла», когда вновь прибывающих планировали срочно превратить в стопроцентных «американцев», новую нацию, которая говорит на английском языке и верит в «американскую мечту». И вроде бы внешне так и получилось - люди приняли заявленные «ценности», но стоит заглянуть чуть глубже, становится понятно: все народы, живущие в Америке, так или иначе, сохранили свою самобытность: язык и менталитет.
    С другой стороны, не все так просто с понятием «нации» как политического объединения людей. Пусть в СССР не сложилось «советского народа», все мы остались удмуртами, русскими, татарами и т.д. Но, общая история и совместный труд сблизили народы, сделав их более терпимыми друг другу, создав надёжную основу для формирования российской нации, состоящей из множества самостоятельных этносов. Поэтому, велика роль того же государства, берущего на себя ответственность за мир в стране, в том числе мир межнациональный.

- Известно, что ещё пару веков назад удмурты жили своими родами-общинами, чужаков к себе не принимали. Когда же начался этот процесс взаимодействия с другими народами?

  • Если посмотреть на территорию республики, то со всех сторон она очень чётко очерчена водными артериями: с запада рекой Вяткой, с востока - Камой, с севера - Чепцой, на юге сливаются Вятка и Кама. Это явление я называю «удмуртским островом», на котором удмурты и жили долгое время обособленно, не допуская в свой мир иноплеменников. Но так не могло продолжаться бесконечно. Уже в средневековье ширятся контакты с Волжской Булгарией, а в XIII-XIV вв. на этих землях начинают активно проявлять себя славяне. Вообще, появление здесь представителей государствообразующего этноса во многом было связано с политической ситуацией того времени. Нужно было укреплять позиции Российского государства на Востоке. На первых порах удмурты оставляли свои селенья, если по соседству с ними оказывались русские хозяйства. Однако со временем удмуртские общины стали принимать русских переселенцев в свой состав, руководствуясь , прежде всего, хозяйственными соображениями. Например, чтобы не копились долги за пустующие земельные наделы и т.д.

- Как им удавалось при этом находить общий язык?

  • Народам нужно было искать точки соприкосновения, учиться жить вместе. И не всегда это получалось легко и просто. Не надо забывать, что в тесном соседстве оказались носители разных языков, традиций, обычаев, обрядов и верований, разной этнической психологии. Но, как говорится, «стерпится, слюбится…» В смешанных селениях накапливался взаимный опыт межэтнического общения, появлялись смешанные браки… К наибольшему сближению этносов привели крупные социальные потрясения, такие как христианизация, столыпинская аграрная реформа, коллективизация, индустриализация, урбанизация. Так, например, Первая мировая война перекроила не только политическую карту, но и этническую. На Ижевский завод начали приезжать рабочие из других промышленных регионов, поскольку необходимо было резко увеличить производство оружия. Нужны были рабочие руки. Та же ситуация повторилась в годы Великой Отечественной войны, когда в республику эвакуировали целые заводы из западных регионов страны. Не случайно в Ижевске возник целый еврейский квартал, где жили, в основном, инженерно-технические работники. В Сарапуле компактно проживали немцы, в Камбарке - высланные из Ленинградской области финны-ингерманландцы. Большая же часть представителей среднеазиатских народов появилась в Удмуртии в конце XX - начале XXI в. Причиной тому был распад Советского Союза, ухудшение социально-экономического положения в бывших союзных республиках и процессы глобализации, вызвавшие своего рода второе «великое переселение народов». Так этническая палитра республики становилась всё богаче.

- И за все эти годы в республике не произошло ни одного серьёзного межэтнического конфликта. Может быть, существует некая «формула счастья», которая позволят разным народам жить в мире и согласии?

  • Счастье нашей «маленькой Удмуртии» в том, что у нас достаточно стабильная социально-экономическая ситуация, которая позволяет сдерживать негатив. Думаю, во многом это заслуга людей, здесь живущих, которые на протяжении веков вырабатывали нормы общежития, все эти годы старались найти компромисс во взаимоотношениях с другими народами. Удмурты по своей природе не конфликтны, спокойны и дружелюбны, русские - великодушны и незлопамятны. Но нельзя забывать, что такая ситуация, к сожалению, не во всех регионах России.

Удмурты по своей природе не конфликты, спокойны и дружелюбны. Вот как «Бурановские бабушки».

- Что нужно сделать, чтобы не происходило межэтнических конфликтов?

  • Нужна взвешенная государственная и национальная политика, отвечающая реалиям нашего времени. Необходим постоянный мониторинг миграционной ситуации и раннее предупреждение конфликтов. А ещё нужно помнить, что в мире нет плохих народов. Мы все равны. Если люди поймут это, будут уважать право остальных быть другими, тогда и межэтнические проблемы будут легче решаться. Только процесс этот должен быть взаимным.

Оксана ЛУКИНСКАЯ
по материалам еженедельника "АиФ в Удмуртии".


Возврат к списку

Поделиться в соцсетях: